Семья, родственные чувства, сплачивающие ее членов, не утрачивают своего
огромного значения на протяжении всей жизни человека. Любовь и поддержка
особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что
необходимо для их гармоничного развития. Семья оказывает определяющее влияние
на становление личности в дошкольные и первые школьные годы жизни ребенка.
Справедливо утверждение, что в этот период роль семьи в полноценном развитии
детей незаменима.
Права ребенка
Семья является частью общества. В ней, словно в капле воды, отражаются все
происходящие в нем процессы, как положительные, так и отрицательные. В то же
время семья сама влияет на общество, поскольку в ней растет будущий гражданин.
Поэтому в результатах семейного воспитания заинтересованы обе стороны.
В Семейном кодексе Российской
Федерации говорится о необходимости укрепления семьи, построения семейных
отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности
всех ее членов. Закон не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела
семьи, обеспечивает беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав.
Каждому
родителю необходимо знать международные документы, определяющие права семьи и
ребенка. Так, в принятой ООН Конвенции
о правах ребенка признается, что «ребенок является самостоятельным
субъектом права», то есть имеет юридические права, интересы детей имеют
приоритет перед интересами общества. Особо отмечается, что для всестороннего
гармоничного развития каждого ребенка ему необходимо расти в семейном
окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
В
Конвенции подчеркивается, что ребенок
имеет следующие права:
• на создание условий для развития способностей, талантов;
• на получение образования;
• на участие в играх, культурных, творческих, развлекательных мероприятиях.
Уважение к мнению, взглядам, личности ребенка должно быть не только нормой
общечеловеческой культуры, но и нормой права. Одно из важнейших требований
Конвенции — развитие и укрепление у детей чувства чести и достоинства. Каждый
растущий человек имеет право свободно выражать свое мнение, нельзя применять к
нему унижающие формы обращения и наказания. Основные положения Конвенции нашли
отражение в Семейном кодексе РФ.
В статье 57 Семейного кодекса говорится:
«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого вопроса, затрагивающего
его интересы, а также быть заслушанным в ходе судебного и административного
разбирательства».
Права и обязанности родителей
В статье 63 Семейного кодекса РФ указывается:
1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители
несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном
развитии своих детей.
2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего
образования. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора
образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного
общего образования.
Статья 65 Семейного кодекса гласит: «Родительские права не могут
осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей
должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских
прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью
детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать
пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство
обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Школа — семья — ребенок
Иногда родители полагают,
что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь
основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи
не только не снижается, но и возрастает.
Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.
Родителям нужно хорошо понимать, какой вклад вносит семья в процесс влияния на младшего школьника, каковы требования учебного заведения к уровню образованности, воспитанности ребенка. Это важно для того, чтобы не возникли ситуации, когда в школе требуют одно, а в семье — другое. Если у родителей появляются сомнения в правильности требований учителя и методике обучения, следует поговорить об этом с педагогом, а не пытаться дома переучить ребенка.
Какую
помощь может оказать семья ребенку, начинающему обучение в школе?
1. Воспитывайте у ребенка отношение к учебе не как к тяжкой повинности,
навязываемой взрослым, а как к познанию мира, проявляйте сами уважение к учителю,
раскрывайте детям особенности и значение его труда, воспитывайте интерес к
одноклассникам. Имейте в виду, что информация о школе, учителе, детях, которую
вы получаете от своего ребенка, может быть субъективной, искаженной. Необходимо
самим быть ближе к школе, чтобы иметь реальные представления о том, в какой
помощи нуждается ребенок.
2. Терпимо относитесь к тому, что ребёнок не сразу усваивает новые
знания, овладевает учебными навыками, не впадайте от этого в панику и не
делайте преждевременных выводов. Старайтесь избегать таких оценок: «не думал»,
«не стараешься», «не выучил». Если ребенок все время боится, что его будут
ругать за плохую успеваемость, накажут, это не только не способствует желанию
учиться, интересу к знаниям, но и вызывает отрицательное отношение к школе и
учителю, разрушает взаимопонимание детей и родителей. Страх — плохой помощник,
как в воспитании, так и в обучении.
3.При возникших у ребенка трудностях в обучении не обвиняйте в них
его самого. Чрезмерная строгость, осуждение, угрозы не только не стимулируют
желание преодолевать трудности учения, но и лишают ученика уверенности, что он
с ними справится, формируют чувство вины, сознание собственной неполноценности.
Постарайтесь вместе с учителем
разобраться в причинах возникших трудностей и помогите устранить их.
Задумайтесь над тем, что вы сами делаете не так. Почему ребенок испытывает
трудности? Как помочь ему их преодолеть?
4. Ни в коем случае ребенок не должен ощутить, что неуспехи
в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят
свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок
(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,
а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
в школе могут лишить его любви родителей. Если члены семьи ставят
свое отношение к школьнику в зависимость от полученных им оценок
(«я не могу и не хочу любить двоечника»), то они отдаляют его от себя,
а значит, уменьшают возможность своего влияния на него.
5. Почаще хвалите ребенка, особенно в первый год школьной жизни. Он должен
ощущать, что в него верят: «Я знаю, ты этому обязательно научишься, у тебя уже
стало лучше получаться». Только уверенность ребенка в том, что он любим,
принят родителями таким, какой есть, помогает ему добиться успеха.
Замечательно сказал об этом В. Берестов:
Любили
тебя без особых причин
За
то, что ты — внук,
За то,
что ты — сын,
За
то, что — малыш,
За то,
что растешь,
За то,
что на папу и маму похож.
И
эта любовь до конца твоих дней
Останется
тайной опорой твоей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий